Правильно выбирайте примеры для сравнения

Правильно выбирайте примеры для сравнения

Наша удовлетворенность или неудовлетворенность во многом зависит от того, как мы сравниваем себя с другими. Сравнивая себя с тем, кто лучше и удачливее нас, мы чувствуем себя плохо. Сравнивая себя с тем, кто менее удачлив, мы чувствуем себя хорошо. Конечно, наша жизнь при этом никак не меняется, меняется лишь наше отношение к ней, ибо оно очень сильно зависит от того, как и с кем мы себя сравниваем. Поэтому старайтесь сравнивать себя только с теми — конечно же, достойными — людьми, при мысли о которых у вас не возникает глубокой неудовлетворенности собой и своими достижениями.

Джо сорок два года, и он — старший из шести братьев. Самому младшему брату двадцать один год. Их семья всегда жила небогато, причем трем самым старшим братьям приходилось особенно тяжело. Закончив школу, они сразу же начали работать, тогда как трое младших братьев после школы продолжили учебу в колледже. У старших братьев появилось чувство, что судьба их обделила. Они, закончив школу, в отличие от младших не могли рассчитывать на сколь-нибудь значительную финансовую помощь, вот почему им пришлось отказаться от мысли о колледже и устроиться на работу.

Если Джо и двое других старших братьев будут сравнивать себя со своими младшими братьями, они, вероятно, почувствуют разочарование и зависть. Возможно, они спросят себя: почему мы были лишены тех возможностей, которые сейчас есть у наших младших братьев? Но если они будут сравнивать себя со своими друзьями и знакомыми — мужчинами их возраста, у которых были точно такие же возможности, как и у них, — они поймут, что получают больше удовлетворения от работы и семейной жизни, чем большинство их сверстников.

Конечно, Джо не станет счастливее, если лишит своих младших братьев тех возможностей, которые у них есть. Но он все равно расстраивается, когда сравнивает себя с ними. Выходит, единственное правильное решение этой проблемы — избегать такого сравнения. Младшие братья выросли на два десятилетия позже, в другом мире и, можно сказать, уже в другой семье. Вместо того чтобы расстраивать себя сравнением с ними, Джо и два других старших брата могли бы сравнивать себя со своими сверстниками, которые жили в тех же условиях. Тогда они бы гораздо лучше относились к своей жизни и радовались тому, что перед их младшими братьями открываются такие благоприятные возможности.

Ученые предложили большой группе студентов разгадать ребус и потом попытались выяснить, кто испытал больше удовлетворения — те студенты, которые нашли ответ первыми, или те, которым потребовалось для этого больше времени. Оказалось, что студенты, которые разгадали ребус более или менее быстро и сравнивали себя с теми, кто нашел ответ быстрее их, были разочарованы и недовольны собой. Студенты же, которые искали ответ дольше, но сравнивали себя с самыми медлительными своими товарищами, были довольны собой и почти не принимали во внимание то, что кто-то справился с задачей гораздо быстрее их.