Хлеба для зрелищ

Хлеба для зрелищ

Говорить о культуре в условиях рынка в Казахстане очень сложно. Культура, сжавшись в несколько раз за 25 лет, все еще работает по советской модели, где институты культуры — театры, библиотеки, музеи — финансируются государством. По рыночным законам только начинают развиваться немногие культурные индустрии — кино и эстрадная музыка. Господдержка культуре необходима, но должны работать и другие источники финансирования — спонсорство бизнеса, общественные фонды, частное предпринимательство. Для этого требуется изменить ментальность госуправленцев, деятелей культуры и ее потребителей. Важно, чтобы образовалась системная связь между культурой и практикой. Эту связь поможет наладить социально-культурное проектирование, способность как отдельного человека, так и группы лиц реализовать себя не только как людей творческих, но и в качестве тех, которые организуют свою деятельность так, что их продукт экономически востребован. Помимо образования в этом направлении необходимы законодательные и финансовые условия, появление которых невозможно без участия государства.

Кажется, что изданная год назад «Концепция культурной политики» должна помочь бизнесам креативной индустрии развиваться. Но на деле госполитика идет одной дорогой, а реальные креативные предприятия — другой. Критически важно понять, где они разминулись, и начать двигаться в одном направлении.

Теория

Чтобы понимать, о чем идет речь и почему мы застряли на этой дороге, давайте разберемся, что такое культурная политика. Что вы себе представляете, когда слышите словосочетание «культурная политика»? Степь, украшенные изделиями прикладного искусства юрты, а рядом прекрасные девушки, одетые в национальные костюмы, играют на домбре и поют народные песни? Или актуальный стрит-арт в промышленном Темиртау в исполнении Паши Каса со своей интерпретацией «Танца» Анри Матисса? Правда в том, что и то, и другое — культура, искусство. Все это может быть и должно быть частью нашей культурной политики, но все ли это часть государственной культурной политики? Нет, конечно! И как раз в этом месте дорога раздваивается.

Удивительно, что каждая страна вправе выбрать свое видение того, что она называет культурой. В США культура и искусство вообще не поддерживаются государством, там билет в театр или на Бродвей стоит сотни долларов, и обыкновенные люди туда ходят. В то время как в ГАТОБ им. Абая можно попасть за 500 тенге (полтора доллара), и все равно государству приходится субсидировать все культурные учреждения страны как республиканского, так и местного значения. Так в чем же проблема? В наших людях, которые стали «некультурными» за период независимости, или в очень низких зарплатах сотрудников сферы культуры?

Нет, дело в целостном подходе к организации работы всех сторон, стейкхолдеров культурной политики. Важным игроком является государство в лице министерства и управлений культуры, но не менее важна роль и самих деятелей культуры — артистов, писателей, художников, критиков, дизайнеров, архитекторов и даже рекламщиков.