По следам туристов

По следам туристов

До обесценения тенге отрасль держалась на продаже турпакетов, услугах бронирования и продаже авиа- и железнодорожных билетов. Кроме ритейл-сегмента, компании поддерживали спрос за счет корпоративных и вип-клиентов. Если с 2008 года число выезжающих казахстанцев увеличивалось на 1 млн человек ежегодно вплоть до 2012‑го, то в последующие два года оно упало на четверть. Въездной и внутренний туризм становится более привлекательным направлением.

Куда цена, туда и маршрут

Отечественный туристический бизнес развивался в основном за счет выездного туризма. Отрасль ориентировалась на зарубежные поездки и отправку клиентов на чужие берега. Привычный ход событий изменила девальвация тенге: доходы казахстанцев в долларовом эквиваленте вдвое сократились. Импорт подорожал и спрос на него начал падать. Поскольку выездной туризм — это импорт услуг, то и его не миновало снижение. Спад продаж в последнем квартале 2015‑го туристические компании оценивают в 60–70%.

Похоже, что 70–90% — это реалистичный прогноз по падению в сегменте выездного туризма. Директор Silk Road Kazakhstan+ Гульнар Хусаинова рассказывает, что по раннему бронированию пока зарегистрировано 10% заявок от всего объема по турецкому направлению с начала года. «Рынок сейчас вялый. Помимо девальвации сказывается неспокойная обстановка в мире. Конфликт России с Турцией вызывает опасения у наших туристов. Хотя возобновили прямые рейсы в Египет, но желающих летать пока немного», — говорит г-жа Хусаинова.

Отели в Турции пока не готовы снижать цены, хотя некоторые из них на побережье Антальи уже закрылись. Г-жа Хусаинова считает, что ситуация может измениться к концу весны, когда турецкие компании почувствуют, что рынок просел, и будут вынуждены снижать цены. По ее словам, разница в ценовом диапазоне для российских и казахстанских туристов в турецких отелях могла доходить до 30%, так как заполняемость отелей россиянами была намного выше.

Выездной туризм в этом году становится высокорисковой индустрией. «В кризис необходимо учитывать и риск недобросовестной работы туристических агентств, которые, как правило, демпингуют. Практика прошлых лет показывает, что людей не настораживали очень низкие цены. Но в один прекрасный момент лжекомпании исчезли и люди остались ни с чем», — говорит Гульнар Хусаинова. Она отмечает, что стоимость турпакета в Турцию (авиаперелет, проживание, трансфер и медицинская страховка) сейчас в среднем на одного человека в трехзвездочном отеле составляет 234 тыс. тенге. Это по расчетам раннего бронирования. Поэтому клиентам стоит насторожиться, если предложение цены турпакета окажется ниже этой себестоимости.

Званые гости

Внутренний, въездной туризм — вот что будет опорой туриндустрии, пока доходы казахстанцев в валютном эквиваленте не восстановятся до докризисного периода. И в целом ситуация располагает к подъему этого сектора.