Лет до ста бы без старости
Лет до ста бы без старости
Если брать за точку отсчета принятие Концепции реформирования пенсионной системы РК в марте и Закона о пенсионном обеспечении в июне 1997 года, в этом году накопительной пенсионной системе (НПС) Казахстана исполняется 20 лет. А вступила в действие она с января 1998 года. Каждый пятилетний юбилей для казахстанской НПС был ознаменован памятным событием.
В 2003 году было признано, что накопительная пенсионная система состоялась и что она лучшая среди стран СНГ. Если определять успех НПС по результатам инвестиционной деятельности, то в первые годы существования она была очень эффективной. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода (К2) за 60 месяцев (январь 2002‑го по январь 2007 года) составил 49, 56% при накопленной за тот же период инфляции 41, 95%. То есть К2 превышал инфляцию почти на 8 процентных пункта (п. п.).
К десятилетнему юбилею пенсионная система уже не выглядела столь эффективной: уровень инфляции 2007 года (18, 8%) вдвое превысил коэффициент номинального дохода за 12 месяцев (9, 47). С того момента даже высокие показатели К2 за год так и не смогли переломить ситуацию, при которой накопленная инфляция превышала накопленный же инвестиционный доход. Пенсионная система проиграла глобальному кризису: низкий К2, манипуляции накопительных пенсионных фондов (НПФ) с учетной оценкой инструментов с целью завышения их стоимости, инвестирование в инструменты аффилированных эмитентов и в «мусорные» бумаги за откаты — все это стало причиной сворачивания частной НПС. Частные пенсы были упразднены, все активы слиты в государственный Единый накопительный пенсионный фонд. Это произошло в 2013 году, то есть на пятнадцатом году действия системы.
В канун 20‑летнего юбилея назрела очередная реформа пенсионной системы: НПС все дальше уходит от будущих пенсионеров, очевидно, пришла пора сблизить их. Это первое. Второе: система в существующем виде вряд ли сможет обеспечить достойную жизнь в старости.
Не бережем копейку смолоду
Какие бы преобразования ни переживала пенсионная система Казахстана, они оказывались недостаточными, чтобы решить проблему низких размеров пенсий. Надежда на самообеспечение за счет накоплений на старость и снижения нагрузки по содержанию пенсионеров на госбюджет пока себя не оправдала.
По расчетам Центра прикладных исследований «Талап», в 2016 году государство по-прежнему несло всю тяжесть пенсионного содержания граждан: 1, 3 трлн тенге составили расходы бюджета по выплатам солидарных пенсий, базовых пенсий и гарантированию сохранности обязательных пенсионных взносов (ОПВ), выплаты из ЕНПФ в разы меньше — 169, 7 млрд тенге. В связи со старением населения и необходимостью индексации размеров пенсий к инфляции расходы государства будут только расти.
То, что пенсионных накоплений за счет ОПВ (составляют 10% от заработной платы) явно недостаточно, стало понятно еще несколько лет назад. Расчет на добровольные накопления также не оправдался. На начало 2017 года было заключено всего 36, 5 тыс. договоров по добровольным пенсионным взносам (ДПВ), в то время как по ОПВ — 9, 4 млн. Казалось бы, такое количество договоров говорит о том, что накопительной пенсионной системой охвачено даже больше граждан, чем все экономически активное и занятое население. По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики РК (КС МНЭ), в январе 2017 года число занятых составило 8, 4 млн человек из 8, 55 млн экономически активных. Но существует огромный разрыв между формальным участием в пенсионной системе и реальными платежами ОПВ в ЕНПФ.