Канал в районе Панамского перешейка

Канал в районе Панамского перешейка

Ещё в XVI веке испанские конкистадоры начали разрабатывать планы соединения Атлантического и Тихого океанов в Центральной Америке. Тогда у них был выбор - стоить канал в районе Панамского перешейка или в Никарагуа. Долгое время эти планы оставались нереализоваными. Лишь в середине XIX века в этом вопросе появилась какая-то определенность. Дело в том, что США построили Панамскую железную дорогу. Это строительство и определило место будущей водной артерии. Первая попытка создания канала была предпринята в 1881 году частной компанией Compagnie Universelle du Canal Interoceanique (Международная компания по строительству межокеанского канала), которую спонсировало французское правительство и которой руководил Фердинан Лессеп, разработчик плана строительсьтва Суэцкого канала. Однако в 1889 году кампания разорилась вследствие нечеткого планирования, перебоев с поставками сырья и продуктов для рабочих, высокой смертности среди строителей. В 1894 году Compagnie Universelle du Canal Interoceanique была реорганизована, однако в 1898 году строительство снова было прекращено. Стало очевидно, что столь грандиозное мероприятие требует гигантских капиталовложений. В 1902 году американский Конгресс принял Spooner Act, согласно которому правительство США покупало незавершенное французское строительство и восстанавливало работы. Однако условием этой сделки был договор с Колумбией, на территории которой находилась современная Панама. Переговоры с Колумбией зашли в тупик. Тогда Панама с подачи США объявила о своей независимости. Её в ноябре 1903 года признали США. Панама со своей стороны признала Spooner Act, была определена зона канала, и в феварале 1904 года вступило в силу соглашение США и Панамы о стоительстве нового водного пути. Летом 1904 года работы начались. Однако строители столкнулись с проблемой, которую не смогли разрешить французы и которая была причиной прекращения строительства в 1898 году: строить канал на уровне моря или выше, с использованием шлюзов (в этом случае им необходимо было бы сдерживать потоки реки). В 1906 году предпочли строить шлюзы по проекту Адольфа Годена, который был отвергнут Лессепом: сoздать гигантские земельные насыпи, которые сдерживали бы потоки реки Шагре. В результате было создано крупнейшее искусственное озеро Гатун. В строительстве принимали участие 40.000 рабочих, и уже 15 августа 1914 года канал был открыт для прохождения судов, а 12 июля 1920 года состоялось его официальное открытие президентом США Вудро Вильсоном. Длина канала составляет около 65 километров по суше и 16 километров по дну бухты Лимон Карибского моря и Панамского залива. В 1979 году управление каналом перешло к Комиссии по каналу, в которую входили на паритетных началах представители США и Республики Панамы. 1 января 2000 года все права по управлению каналом перешли к правительству Панамы.